В начале 2000х пошла какая-то волна, люди устали от повсеместного хамства. Вот это все: критикуй не человека, а поступок, давайте будем бережными, потом это унеслось в безоценочность, по родительству проехалось (с неясными пока последствиями)...
Это, конечно, скорее хорошо, чем плохо. Я вот до сих пор не могу привыкнуть, что во многих ситуациях я автоматически жду хамства и критики, на рефлексах, а этого не происходит. Например, выкидывала мусор, а там как раз мусорка забирала контейнеры. 10 лет назад на меня в такой ситуации наорали, довольно невнятно (в смысле, в чем конкретно заключалась моя вина :)), а в этом году мусорщик забрал у меня пакет и сам положил в машину - чего, говорит, вы пачкаться будете. Или в магазине, если я долго не могу что-то выбрать или прошу поменять.
Но все-таки есть и перекосы. Люди, хошь не хошь, косячат и иногда действительно надо сказать кому-то, что он делает фигню. Но сказать открыто уже стало непривычно, потому что даже в самой мягкой форме это сейчас воспринимается как выход за границы дозволенного, нарушение принятых традиций. Что в итоге?
- критику говорят как-то очень-очень мягко. Но получается, как в общении с англичанами, в распространенном в сети словаре: если тебе говорят Good work, это надо понимать как "бля, да когда ж ты начнешь работать нормально".
- поскольку как-то разрядиться и выплеснуть свое негодование человеку все равно надо, это происходит в узких кругах, в группировках. Вместо того чтобы спокойно сказать, например, приятелю, что ему пора бы вернуть одолженные деньги... Это у меня отдельный повод для недоумения - что такого сложного напомнить о долге, человек в конце концов может тупо забыть? И почему такая священная ярость по поводу этого "забыть" - мол, как можно забыть о долге, ты должен ночами не спать, ворочаться, пока не отдал! - да люди вон детей в машинах забывают, не то что десять рублей за обед. Во всяком случае, когда речь идет о небольшой сумме. Так вот, вместо того, чтобы просто напомнить, человек обсудит с тремя общими знакомыми, какая N неблагодарная корыстная сволочь, а в общении с самим N будет лучиться дружелюбием.
- туда же чудное выражение "не очень хорошо". Однажды в "Статусе" Шульман слушательница употребила это выражение - "закончилось не очень хорошо", - говоря об убийстве Немцова. Ну да, действительно, что уж тут очень хорошего. Уже впору с русского на русский словарь заводить, где "не очень хорошо" = полный пиздец.
- критика высказывается не адресно и в крайне туманных выражениях. В лучших традициях советского кино (не знаю, бывало ли такое на самом деле, наверное да), накосячил кто-то один, критикуют всех, но крайне туманно, не говоря, что конкретно не так, чтобы никто не принял на свой счет и не получил душевную травму. В итоге попадаешь в очень некомфортное состояние неопределенности, поскольку коллектив коллективом, но работаешь-то в конечном итоге ты, своей головой и своими руками, и коллективный косяк чаще всего тоже, в итоге, запорол кто-то один.
Мне кажется, спокойный, в нейтральных выражениях, но прямой фидбэк о тебе - это гораздо более комфортно, потому что, если нет критики, то и похвала обесценивается. Другое дело, орать и хамить да, нельзя.
Journal information